Першерон

0_9ccd7_30987e3f_origПершерон — одна из самых популярных французских пород лошадей. Они огромны и конечно же поражают своей грациозностью. История этой породы лошадей точно не известна, но без сомнений она очень древняя. Першерон был выведен во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, южнее устья реки Сены. Природные климатические условия здесь хорошо подходят для разведения лошадей: на увлажнённых плодородных почвах за лето успевает вырастать много сочной травы, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать животных большую часть года вне конюшен. Неспроста ещё в средневековье Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции и Европы. Имеются доказательства того, что в этой области еще во времена ледникового периода проживали лошади, очень напоминающие першерона. Очень вероятно, что еще в 8 веке с местными кобылами скрещивали арабских жеребцов, привезенных в Европу мусульманами. Причем одним из первых знаменитых першеронов был Жан ле Бланк (рожденный в 1830 г.), который был сыном арабского жеребца Галлиполо. В течение веков к першеронам периодически приливали арабскую кровь, в результате чего сегодня мы видим одну из самых элегантных тяжелых пород в мире. Влияние араба прослеживается и на необычайно мягком и активном движении этой породы. Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. 1205753379_13Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, — он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей. В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии — более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны — среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие — выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: «Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых! ». Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы.
Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.persh1

В нашу страну першеронов из Франции стали завозить с середины прошлого столетия, и до 80-х годов они были самой распространенной рабочей породой. Затем их количество стало заметно уменьшаться. На первое место по численности вышли брабинсоны и ардены (бельгийские рабочие лошади), которые оказались в наших условиях менее прихотливы и менее дороги при ввозе из-за границы.

Племенную работу с небольшим ядром першеронских лошадей вел Хреновской конезавод, где был созданы хреновской тип першерона. Это были сухие энергичные лошади с глубокой грудью и хорошим верхом, отличными движениями на рыси. В середине 30-х годов в Воронежской области был организован Галовский государственный племенной рассадник першеронских лошадей, в зоне которого на коневодческих фермах выращивались жеребцы-улучшатели для массового коневодства.

Современные першероны — это крупные, костистые, массивные лошади. Промеры жеребцов-производителей, высота в холке 162, косая длина туловища — 169, обхват груди — 202, обхват пясти — 24,4; промеры кобыл соответственно 160-169-197-22,7. Основные масти — серая и вороная. Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Лошади сильные, подвижные, добронравные. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. В 1976 г. на Всесоюзных соревнованиях першеронская кобыла Слива, 1965 г. р. под управлением наездника П.Ляшова провезла без остановки полозной прибор с силой тяги 300 кг на 2138 м, что является всесоюзным рекордом в данном виде испытаний. Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского использования першеронов — 22-25 лет. Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей. До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет. Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток першеронов составляет около 4 500 голов.

Оцените статью
ANIMAL